Новый судебный прецедент может повысить стоимость авиабилетов

Авиакомпании, оказывающие услуги чартерных авиаперевозок, могут доплатить в бюджет десятки миллиардов рублей. Об этом свидетельствует судебный спор авиакомпании «Москва» с налоговыми инспекторами. Суд решил, что договор авиачартера является договором фрахта. Следовательно, авиакомпании не имеют права на «нулевой» НДС. Если позиция Фемиды выстоит, то за возросшее налоговое бремя авиакомпаний заплатят пассажиры, опасаются эксперты.

Этим летом арбитражный суд первой инстанции решил, что авиакомпания «Москва» должна доплатить в бюджет более 390 млн руб. Суд не разрешил применять ставку НДС 0% при фрахтовании самолета. Согласно материалам дела, авиакомпания в 2006 году (на тот момент — ОАО «АК «Атлант-Союз») заключила несколько договоров, в том числе с ООО «Авиачартер». Туроператоры реализовывали места на самолетах по более высоким ценам другим туркомпаниям. Для этого заключались договоры о предоставлении блока мест на воздушных судах «Атлант-Союза». Стоимость мест определялась с учетом НДС по ставке 0%.

По мнению суда, налогоплательщик был не вправе применять ставку 0%, так как реализовывал не услуги по перевозке пассажиров и багажа, а емкость воздушного судна. Суд квалифицировал такие договоры перевозки как договоры фрахта. То есть услуги оказывались не пассажирам, а контрагенту, и подобные операции следует облагать НДС по ставке 18%. Вчера такой подход подтвердила апелляционная инстанция.

«Спор очень важен для нас. Несмотря на то что это частный случай, большинство авиакомпаний часто так делают. По содержанию такой агентский договор является договором фрахта, то есть аренды воздушного судна вместе с его экипажем. Поэтому авиакомпания, предоставившая это судно, не является перевозчиком. Следовательно, обосновать право на НДС 0% она не может», — пояснил РБК daily источник в ФНС.

Как рассказывал ранее РБК daily коммерческий директор одной из авиакомпаний, работающей на рынке турперевозок, все игроки рынка заключают не договоры аренды (фрахта), но договоры перевозки. В них НДС отсутствует. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), из 14 млн «выездных» пассажиров примерно 60% пользуются услугами авиачартеров. При средней стоимости чартерного авиабилета в 12 тыс. руб. объем бюджетных поступлений может превысить 18 млрд руб.

Количество авиакомпаний, использующих чартерные рейсы, велико, комментирует руководитель аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. При этом многие авиакомпании вообще существуют за счет авиачартеров. «По­следствия для отрасли могут быть катастрофическими», — опасается эксперт. По его словам, если авиакомпаниям будет необходимо уплачивать НДС с чартеров, то дополнительные издержки могут быть перенесены на плечи клиентов и чартерные авиабилеты могут подорожать.

Вчерашнее решение суда кардинально меняет судебную практику, указывает руководитель отдела налоговой практики компании Sameta Роман Денисов. Он прогнозирует высокую вероятность рассмотрения спора в Высшем арбитражном суде (ВАС). Если ВАС оставит решения своих судов в силе, то этот спор будет иметь прецедентное значение для всей авиационной отрасли. «Но нужно иметь в виду, что при схожести оформления отношений по международным чартерным авиаперевозкам у разных авиакомпаний имеются свои особенности и в каждом конкретном случае необходимо индивидуально анализировать, как отразятся выводы судов по этому делу при применении нулевой ставки тем или иным авиаперевозчиком», — размышляет юрист