Российский рынок онлайн-путешествий будет расти на 26-27% в год

Объем российского рынка онлайн-сервисов путешествий в 2011 г. составил $4,9 млрд. Аналитики прогнозируют уверенный рост этого сегмента в России благодаря хорошему распространению интернета в стране и кризису на рынке пакетного туризма.

Американская консалтинговая компания PhoCusWright представила свое исследование рынка онлайн-сервисов путешествий (online travel) России и Восточной Европы.

На сегодняшний день, значительная часть туристических поездок в России по-прежнему продается через туроператоров. Для планирования путешествий интернет используют около половины россиян, однако покупки туров они все равно осуществляют оффлайн. Как отмечают авторы исследования, причиной низкого количества покупок туров в Сети является низкая кастомизация сервисов при высоких технологиях, а также небольшой процент использования кредитных карт при оплате через интернет.

В целом, около 20 млн россиян являются потенциальными онлайн-путешественниками, 72% пользователей Сети в России могут позволить себе путешествовать. Количество покупателей туров онлайн увеличилось с 14% в 2009 г. до 60% в 2011 г. Это больше, чем в Центральной Европе, Испании, Италии и других странах ЕС.

За 2010 г. рынок туризма в России увеличился на 14%, а в 2011 г. достиг $48 млрд., за следующие два рода объем рынка составит $58 млрд. Россия представляет собой 60% от Восточно-Европейского туристического рынка и 38% online travel рынка, к 2013 г. доли увеличатся до 63% и 50% соответственно.


Рынок российского онлайн-туризма в представлении PhoCusWright

Объем российского рынка online travel в 2011 г. составил $4,9 млрд. При этом, доли на этом рынке распределились следующим образом: ОТА (онлайн травел агентства) 36%, прямые поставщики (авиакомпании, ЖД перевозчики и отели) 64%. Из них доля авиабилетов составляет 45%, отелей 25%, железнодорожный транспорт 14% и доля пакетных туров - 16%.

Согласно данным этого отчета, доля российского туристического рынка в мире сейчас составляет 2,6%. Исследователи отмечают целый ряд факторов, которые негативно влияют на развитие этой индустрии в России. Среди них «монополия и консерватизм государства в транспортной сфере», визовые ограничения для путешествий во многие страны, недоверие россиян к использованию кредитных карт. Помимо этого, росту российского рынка online travel мешают низкие доходы населения в регионах, большой процент населения предпенсионного и пенсионного возраста, «политическая нестабильность» и некоторые другие факторы.

В то же время, говорят эксперты, среди положительных предпосылок для развития рынка онлайн-туризма в России можно отметить хорошее проникновение доступа в интернет, кризис на рынке пакетного туризма, более стабильную экономическую ситуацию, чем во многих странах (таких как Греция или Испания) и т.д. В целом, PhoCusWright положительно оценивает перспективы развития данного рынка в России, прогнозируя высокие темпы роста в этой сфере в ближайшем будущем.

Общий объем туристического рынка Восточной Европы в 2011 г. составлял $81,5 млрд., тогда как доля онлайн-сервисов для путешественников в нем равнялась всего 7% или $5,7 млрд. Среди направлений для путешествий в этом регионе лидируют Египет, Турция, Китай и Финляндия, растет спрос на поездки по Европе и России.

Аналитики прогнозируют, что в течение следующих нескольких лет общий рост туристического рынка замедлится, однако интернет-продажи будут расти на 27-26% в год. Сейчас доля российского туристического рынка составляет 60% от общего объема рынка в Европе и 38% от рынка online travel в этом регионе.

Подводя итоги исследования, эксперты PhoCusWright делают вывод, что в России «динозавры до сих пор правят рынком», а состав участников российского туристического рынка глобально не изменился с момента его зарождения