Супруги отсудили у туроператора 86 тысяч рублей за задержку чартера на 11 часов

В январе 2013 года в суд обратились супруги из Красноярска с иском к ООО «Пегас Красноярск» и к ООО Авиакомпания «Северный ветер» о взыскании убытков и компенсации морального вреда за задержку международного рейса к месту отдыха.

Из материалов гражданского дела следовало, что в феврале 2012 года супруги приобрели у турагента ООО «ЦАВС-Тур» путевку на 13 дней летнего отдыха на греческом острове Крит на себя и двоих несовершеннолетних детей. Тур, стоимостью 200,5 тыс. рублей, был сформирован туроператором ООО «Пегас Красноярск», перелет осуществлялся авиакомпанией «Северный ветер» чартерным рейсом по маршруту Красноярск-Ираклион-Красноярск.

В июне 2013 года семья вылетела к месту отдыха из аэропорта Емельяново с опозданием в 1,5 часа. Долетев до Ираклиона, самолет по неизвестным причинам не произвел посадку, а приземлился в Анталье. После 5-часового пребывания в турецком аэропорту самолет продолжил полет и совершил посадку на острове, но опоздание времени прибытия составило 10 часов 50 минут. В заявлении истцы указали, что ни в аэропорту, ни на борту воздушного судна пассажирам не сообщили о причинах задержки рейса и вынужденной посадки в Анталье.

Разрешая спор, суд руководствовался ГК РФ, Федеральными законами «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» и «О защите прав потребителей», Постановлением Пленума ВС РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является туроператор «Пегас Красноярск», который оказал некачественную услугу, входящую в туристический продукт, по своевременному перелету к месту отдыха, доставив туристов с почти 11-часовым опозданием. Поэтому суд принял решение о компенсации морального истцам и взыскании в их пользу штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей. А поскольку в связи с длительной задержкой авиарейса срок путешествия фактически уменьшился на один день, суд соразмерно уменьшил и стоимость тура - на 5,7 тыс. рублей.

В мае 2013 года Советский районный суд Красноярска постановил взыскать с ООО «Пегас Красноярск» в пользу супруга 5,7 тыс. рублей убытков, 22,5 тыс. рублей компенсации морального вреда и штраф 14,1 тыс. рублей (50 % от взысканной суммы), а также 10 тыс. рублей на оплату услуг представителя. В пользу супруги суд взыскал 22,5 тыс. рублей компенсации морального вреда и 11,25 тыс. рублей штрафа. В доход местного бюджета суд взыскал с ответчика 600 рублей государственной пошлины.

Ответчик в апелляционной жалобе просил отменить решение суда, заявив, что туроператор не несет ответственности перед пассажирами за задержку рейса, так как не является арендатором или фрахтователем воздушного судна. Но Красноярский краевой суд разъяснил, что в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», ответственность перед туристом за качество реализации услуг, входящих в туристический продукт, несет туроператор, независимо от того, кем оказывались эти услуги. И по спорам о качестве чартерных воздушных перевозок в рамках реализации турпродукта, надлежащим исполнителем договора по перевозке потребителя признается туроператор. Таким образом, краевой суд признал судебное решение законным и обоснованным и своим апелляционным определением от 14 августа 2013 года оставил его без изменения