РЖД собирается провести скидочную акцию в купе

Российские железные дороги намерены провести осенью одну или несколько скидочных акций по маршрутам, включенным в так называемую систему динамического ценообразования (или "динамо") - то есть на линиях с наибольшим пассажиропотоком. Документально известно пока только о скидочных тарифах на поезда отправлением с 17 по 24 октября, причем купить билеты нужно будет за 37-44 дня до отправления. Иными словами, сфера применения скидок будет крайне ограниченной, сообщает соб.корр. Travel.ru.

Специальные тарифы будут действовать только в купейных вагонах, и только на 16 из 20 включенных в систему "динамо" маршрутов. В частности, из Москвы обещаны тарифы: от 1199 рублей в Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Казань, от 1399 - в Воронеж и Смоленск, от 1599 - в Архангельск и Чебоксары, от 2099 - в Самару и Волгоград, от 2499 - в Ростов-на-Дону и Мурманск, от 3199 - в Екатеринбург и от 3999 - в Адлер. Из Санкт-Петербурга рекламируются тарифы от 2099 рублей в Нижний Новгород, от 3199 в Самару и от 3999 в Адлер. Предложение касается только поездов указанных маршрутов и не затрагивает проходящие составы, на которых также можно проехать между данными станциями.

Билеты будут продаваться с 3 по 10 сентября на поезда отправлением с 17 октября. Поскольку на РЖД билеты можно купить максимум за 44 дня до отправления, то 3 сентября в продаже по этой акции будут билеты только на 17 октября, 4 сентября - только на 17 и 18 октября, 5 сентября - только на 17-19 октября, и так далее. Таким образом, воспользоваться скидкой сможет очень ограниченное число пассажиров. Не вполне ясно, предполагается ли после 10 сентября провести новые акции для поездок позднее 24 октября.

На большинстве перечисленных маршрутов цены купе сейчас заметно выше рекламируемых по этой акции, однако есть и исключения. К примеру, сейчас в сообщении Москва - Самара на 3 октября (это последний день, на который в данный момент можно купить билеты) доступен тот же тариф в 2099 рублей, что и обещан по акции. Правда, он имеется только на поезд №56, тогда как на фирменный №10 цена выше - 3854 рубля. Таким образом, не вполне ясно, на какие именно поезда предполагается во время действия акции снизить цены до рекламируемых - возможно, тариф в 2099 рублей по-прежнему будет доступен только на 56 поезд, и никакого особого эффекта от акции не будет.

Еще интереснее картина на линии Москва - Чебоксары, где обещана цена в 1599 рублей. В данный момент на начало октября можно купить билеты даже дешевле - по 1149 рублей. Но эта цена доступна только на поезд №142, тогда как на поезд №54 она достигает 2984 или 3254 рублей.

Введением скидок РЖД пытается решить проблему резкого падения числа пассажиров. Множество клиентов отказалось от услуг РЖД после введения на 20 линиях "динамического ценообразования". Система, которая рекламируется РЖД как средство сэкономить при предварительной покупке билетов в купе и СВ, на самом деле служит способом серьезного повышения средней цены билета.

Среди прочего, она позволила железнодорожникам отменить все верхние пределы тарифов в купе и СВ и назначать произвольно высокие цены. В частности, зафиксированы случаи совершенно диких расценок - к примеру, в июне можно было обнаружить цену в четыре с половиной тысячи рублей за проезд в купейном вагоне на дистанции 280 километров между Ростовом-на-Дону и Краснодаром. Резко возросли по сравнению с прошлогодними и плацкартные тарифы.

Очевидно, что пассажиры в подобных случаях попросту отказывались от поездки или выбирали другие виды транспорта. Даже в пик летнего сезона практически в любом курортном поезде можно найти десятки, а часто и сотни свободных купейных мест - из-за безумно задранных тарифов сотни тысяч билетов остаются нераскупленными. Впрочем, не исключено, что ввиду высоких цен на все же продаваемые билеты проблемы пассажиров на финансовых результатах РЖД особо не отражаются. Весьма возможно, что монополист даже остается в прибыли.

В итоге за первые два летних месяца уменьшение числа пассажиров дальних поездов по сравнению с прошлым годом превысило 5% (это суммарные данные по всем маршрутам и типам вагонов, а не только по "динамическим"). В июне дальними поездами РЖД воспользовались 10,7 миллиона пассажиров, что на 4,8% меньше, чем в прошлом году. Июльский результат - 13,1 миллиона, или на 6,1% хуже прошлого года. Еще сильнее упал пассажирооборот, то есть произведение количества человек на дальность поездки - иными словами, даже имеющиеся пассажиры стали ездить на меньшие расстояния