Страховщики к нововведениям готовы

В связи с событиями вокруг «Ланты» туроператоры Сети ТБГ провели 2 февраля пресс-конференцию на тему «Как спаси российский туризм». Несмотря на философичность и масштабность темы, предложения прозвучали вполне практичные. Два из них касались новых видов страхования. Присутствовавшая на пресс-конференции Наталья Кучерова (страховая группа МСК), идеи туроператоров поддержала, а на следующий день по горячим следам дала корреспонденту HotLine комментарий по телефону о том, как, когда и при каких условиях эти идеи можно осуществить.На пресс-конференции туроператоров Сети ТБГ «Туристические бренды», состоявшейся 2 февраля в РИА «Новости», прозвучали здравые предложения по защите прав туристов в случае банкротств производителей турпродукта. В частности, предложения по страхованию каждого тура и по формированию специального страхового фонда для оказания экстренной помощи туристам, которые в момент краха туроператора находятся за рубежом.

Эти идеи возможно реализовать. Но – при условии изменения отраслевого законодательства. Так, до 2007 года ответственность туроператоров в России не страховали. Не потому, что кто-то не хотел этого делать, а потому что отсутствовали правовые основания, в частности, в законе «Об основах туристской деятельности». После того, как в 2007 году в него были приняты поправки, мы можем страховать ответственность ТО. Исключительно на тех условиях, которые прописаны в отраслевом законе. Т.е. мы можем застраховать только общую ответственность ТО, не применительно к конкретному туру или туристу, без персонального указания конкретных имен и сумм. Чтобы страховщики могли начать страховать каждый тур, как это предлагают туроператоры ТБГ, необходимо описание механизма этого вида страхования в законе. Иными словами, необходимо либо изменить положения по страхованию ответственности туроператоров, которые содержатся в отраслевом законе, либо дополнить их.

Могу сказать, что технически ведущие страховщики готовы реализовать идею страхования каждого конкретного тура – механизм здесь мог бы быть примерно такой же, как при страховании медицинских расходов выезжающих за рубеж. И туроператоры в качестве агентов страховщиков вполне могут страховать своих туристов на схожих условиях, продавая полисы в составе турпакетов или отдельно. Сегодня обмен информацией между страховщиками и туроператорами происходит через информационные системы, в режиме онлайн. Предоставление информации о застрахованных тоже не составляет для нас проблемы – у страховых компаний в отдельности и у страхового сообщества в целом уже есть опыт по разработке глобальных информационных систем.

Одним словом, страховщики технически готовы к нововведениям, направленным на защиту туристов. Более того, мы в них заинтересованы. Потому что, я считаю, на данный момент туристический рынок недострахован. Т.е. мы собираем страховой премии меньше, чем требуется для выплат по страховым случаям страхования ответственности крупных туроператоров. В случае неисполнения ими своих обязательств многие туристы остаются без выплат