Россия попытается отстоять небо над Европой

Конфликт из-за воздуха. Минтранс готовит законопроект, который запретит российским авиакомпаниям оплачивать Евросоюзу квоты на выброс парниковых газов.


К чему может привести такое открытое противостояние авиавластей, выясняла корреспондент «Вестей ФМ» Александра Писарева.

С 1 января воздух над Европой стал дороже. Россию официально включили в Европейскую систему торговли квотами на парниковые газы. Теперь авиакомпании должны платить за «выхлоп» от их самолётов, пролетающих над территорией ЕС. В сумме это обойдётся примерно в 30 миллионов евро.

Причём, компенсировать эти затраты планировали за счёт стоимости билетов. Российские авиавласти такая ситуация не устроила. Новый документ Минтранса законодательно освободит отечественных перевозчиков от уплаты квот.

Одностороннее введение подобных правил неприемлемо, говорит заместитель начальника отдела общественных связей Минтранса Любовь Бритвина.

«Мы предлагаем, как минимум, отложить введение квот до выработки глобального решения на уровне ICAO. Совместно с авиавластями стран, не входящих в ЕС, готовим резолюцию ICAO, касающуюся разработки глобального сокращения механизмов эмиссии парниковых газов», — говорит Бритвина.

Против нововведения Евросоюза высказались 22 страны. Власти США первыми объявили официальный запрет на выплату квот. Позже этому примеру последовал Китай. Теперь к ним присоединилась Россия. Специалисты считают, что власти ЕС могут ограничить полеты компаниям этих стран. Поголовно всех наших перевозчиков это не коснётся, считает гендиректор Ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачёв.

«Довольно-таки крупные объёмы перевозок и из России. И это СНГ прихватится, между прочим, И американцы тоже переживают по этому поводу. Так что закрытие это вряд ли произойдёт. Они будут начислять эти суммы на авиакомпании, и если эти авиакомпании не будут платить – вот тогда для них могут закрыть», — объясняет Горбачев.

Но это может привести авиакомпании в ловушку. Ведь чтобы летать – нужно будет платить. Но делать это запрещено законом. Возможно, согласиться на налог было бы проще. В пересчёте на каждого пассажира цена перелёта вырастет незначительно, говорит руководитель аналитической службы Агентство «Авиапорт» Олег Пантелеев.

«Если говорить о наиболее распространенных для нашей страны маршрутах примерно до 3 часов протяженностью – прирост издержек авиакомпаний будет где-то порядка 4-5 евро. В то же время, если речь идёт о трансконтинентальном перелете, то, безусловно, величина дополнительных издержек будет не в единице, а в десятках евро», — отмечает Пантелеев.

В то же время, квоты – это биржевой товар. И через несколько лет цена на них может вырасти в несколько раз. Найти лёгкий выход из сложившейся ситуации у противников «налога на воздух» не получится. Одна из Азиатских авиакомпаний уже прекратила полёты в Лондон и Париж.

Возможно, этому примеру последуют и другие. И добираться в Европу путешественники будут силами местных перевозчиков. Но у России ещё остаётся шанс решить вопросы с ЕС. Следующий тур переговоров между странами пройдёт в Брюсселе 26 января